Крупеня Евгения Дмитриевна

Крупеня Евгения Дмитриевна

Вячеслав Аванесов 10 кл.
Средняя школа №2
г. Кисловодск
20.01.2022
Свой небольшой рассказ я хочу посвятить ветерану Великой Отечественной войны Крупеня Евгении Дмитриевне, моей прабабушке. 
Вот уже более двух лет как её нет с нами, её было 95 лет, утрата такого дорогого всем человека невосполнима.

Годы Великой Отечественной войны – самое тяжелое время пережитое нашим народом. Плечом к плечу с войнами Советской армии прошли дорогами войны от страшных, суровых дней 1941 года до весеннего победного мая 1945 года женщины-медики. В эти годы на фронте и в тылу трудилось более двух тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. Медицинские сестры нашей страны с честью выдержали суровые испытания Великой Отечественной войны. Местом подвига были не только госпитали, но и поля ожесточенных сражений. 
Юные девушки часто ценой собственной жизни спасали раненных.

«Ты слово страшное узнала. Война. 
Тебе семнадцать лет. 
Еще вчера сама играла. 
Но вот сегодня играм – нет…» 
эти строки из стихотворения Ю.Фоменковой очень подходят к началу моего рассказа. 

Когда началась война Крупеня Евгения стремилась попасть на фронт. Начало войны совпало с окончанием ее девятого класса в общеобразовательной школе №2 города Кисловодска. Женя хорошо стреляла и даже имела значок «Ворошиловский стрелок». В парке был тир, так вот Женя в свободное время обучала желающих стрельбе. 
Окончив курсы медицинских сестер при бывшем санатории военно-морского флота, начала работать при госпитале легкораненых… Но этого было мало, хотелось на фронт. Несколько раз она ходила к военкому с просьбой уйти добровольцем на войну. «Всё видел, все слышал – но такого еще не было», - этой фразой каждый раз встречал и провожал Женю военком, но на войну не пускал. Однажды, краснофлотцы, находящиеся в госпитале, пошутили, мол будем уезжать и тебя на фронт заберем. 
Они шутили, а она возьми, да и сбеги с ними в прифронтовой город Темрюк. Как узнали, хотели домой отправить, но Женя наотрез отказалась возвращаться в Кисловодск.

Оформили призыв в армию. С этого момента началась история бойца Жени-пончика (такое смешное и ласковое прозвище девушке дали сослуживцы). Молоденькая санинструктор на себе выносила с поля боя солдат, боролась за каждую жизнь. Был случай в 1942 году, когда один из солдат получил тяжелое ранение в обе руки, ему на помощь пришла Евгения. Перетащила раненого в воронку образовавшуюся от взрыва, перевязала руки, и вдруг сквозь звуки свистящих пуль над головой, четко услышала немецкий говор (надо отметить, что Женя хорошо знала немецкий язык ). Раненый краснофлотец приказал ей срочно взять автомат и начинать стрелять. Опешив, и не сразу поняв, что сказал боец, но дождавшись момента, Женя открыла огонь по врагу… В тот день, Евгения спасла всю роту, расстреляла 17 фашистов. За победу в этой битве, Крупеня Евгения была представлена к Ордену Красной Звезды. Но война продолжалась.

Крупеня Евгения Дмитриевна - участница трех морских десантов. 
Служила санинструктором в прославленной 83-й Новороссийско – Дунайской дважды ордена Суворова отдельной бригаде морской пехоты Черноморского флота и прошла всю войну, от Новороссийска до Австрии, участвовала в боях за Кавказ.

Свой парадный мундир, весь в орденах и медалях, надевала только по особым случаям. Я очень любил слушать ее рассказы о войне, каждый орден, каждая медаль – это чья-то спасенная жизнь, её «маленький подвиг». Сяду порой рядом с ней и прошу чтобы рассказала мне о тех страшных днях. Слушай, говорила она (глядя на нее, я понимал, что даже спустя много десятков лет, ей также тяжело и нелегко рассказывать, но улыбнувшись она начинала вспоминать разные истории того времени). 

Еще один фрагмент из ее воспоминаний.
«Когда шли ожесточенные бои за плацдарм на побережье Черного моря у города Керчь - вспоминала она, - стояла невыносимая жара, а пресной воды не хватало. Единственный полуразрушенный колодец находился на нейтральной полосе. К нему и фашисты спускались с прибрежных круч за водой, и наши бойцы ползали с котелками и фляжками. Многих наших бойцов там настигала вражеская пуля. Однажды и мне, взяв ведро, пришлось ползти к колодцу. Доползла, опустила ведро, а видно веревку не прочно привязала, ведро и упустила. Держу веревку в руках, озираюсь, соображаю, что делать? Вдруг заметила рядом с собой армейский ботинок, поднимаю глаза, фашист стоит с ведром, я опешила, а он мне рукой показывает «Молчи!» Взял моё ведро набрал воды, поставил и знаками показывает забирай и уходи. Забрала я ведро и ползком к своим… 
Вот так внучок бывает, даже на войне» – сказала она мне тогда.

Евгения Дмитриевна в мирное время продолжала совершать не менее значимые подвиги. Благодаря ее активной жизненной позиции в нашем городе был открыт памятник военным медикам, что стоит в сквере на Курортном бульваре, в школах всего города проводила «Уроки мужества», на которых рассказывала о стойкости советских воинов.
Я очень горжусь, что в нашей семье был и «есть» такой замечательный человек, человек с большой буквы.
Мой герой! Вечная ей память!